О работоспособности велотуриста

28.05.2011 08:23 Администратор
Печать PDF

Кто всерьез решил заняться спортивным велотуризмом, тот должен постичь азы самоконтроля – это для того, чтобы определять уровень своей тренированности, а также правильно дозировать нагрузки на тренировках и избегать сильного переутомления в походе. Самоконтроль начинается с ведения дневника. Туда надо заносить данные физического состояния на разных этапах тренировочного процесса и спортивно-туристского цикла вообще, а также субъективные ощущения.

Уровень спортивной формы определяется по значениям не только так называемого весоростового коэффициента, но и по характеристике пульса и показателям объемной силы легких. Опытные велотуристы всегда знают свой «походный» вес. Весоростовой коэффициент определяется отношением веса к росту минус сто. У довольно тренированных велотуристов весоростовой коэффициент находится в пределах 0,9-1,1. А вот показатель объемной силы легких определяется отношением объема легких (в кубических сантиметрах) к весу – если у человека нормальная тренированность, то он бывает 60 и выше.

Объемная сила легких определяется в начале и конце велотуристского сезона – во время прохождении медосмотра. Если показатель ниже 60 см3/кг, то надо определить причину и принять меры по ее устранению, например, включить в тренировки плавание или другие специальные упражнения для развития легких. А вот если причина в лишнем весе, то следует немедленно принять меры к его приведению в норму.

Один из наиболее доступных методов самоконтроля является частота пульса - периодического расширения кровеносных сосудов, которое у здорового человека происходит ритмично, синхронно с частотой сокращения сердца (ЧСС). Наиболее простое определение частоты и ритмичности пульса - путем ощупывания (пальпации) артерии. У взрослого здорового человека частота пульса (или ЧСС) в условиях покоя колеблется от 60 до 80 ударов в минуту с равными интервалами между ударами.

Частота пульса туриста при езде на велосипеде находится в пределах 80-100 ударов в минуту, а на сложных участках может доходить до 150 и даже до 180 ударов в минуту. Через полтора-два часа после тренировки и через два-три часа после окончания дневного перехода пульс должен прийти в норму. Чем выше спортивная форма, тем короче восстановительный период.

Выполняемая на тренировках работа при невысокой интенсивности (ЧСС ниже 130 ударов в минуту) не приводит к существенному развитию выносливости. Но после тренировки ЧСС не должна превышать 20% относительно той, что была до нее, а утром следующего дня частота пульса должна быть на предтренировочном уровне или даже ниже его. В идеале в результате тренировок пульс в покое снижается. У лыжников, велоспортсменов и бегунов-стайеров он иногда падает до 40 и меньше ударов в минуту. Велотуристы вполне удовлетворяются снижением ЧСС до 60 ударов в минуту.

Удобнее всего пульс определять на лучевой артерии пальпаторным методом, накладывая два-три пальца на запястье другой руки. При недостаточном навыке пульс подсчитывается за 30 сек., после приобретения опыта лучше всего его определять два-три раза в десятисекундные отрезки времени, а среднюю величину увеличивать в шесть раз. После нагрузки пульс удобнее подсчитывать в области височной сонной артерии или в месте верхней части сердца. Измерение проводится в первые десять секунд после окончания работы.

 
www.avtolove.ru Взять ссуду под залог автомобиля; автоломбард продажа . Процедура кредитования. со склада в Екатеринбурге Об этом читайте здесь